Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Тема выбора эффективных методов обучения иностранному языку на начальной ступени образования является актуальной в связи с тем, что в современный период информационных технологий и международной коммуникации владение иностранным языком необходимо практически каждому высококвалифицированному специалисту.
Проблема использования различных методов как средства повышения мотивации у школьников на уроках иностранного языка широко представлена на страницах научной литературы. Одновременно ряд исследователей, в частности Е.Г. Азина, Е.Н. Сорокоумова [2, с.10], О.В. Смоловик [12, с.28-33] утверждают, что проблема двигательного развития детей является особенно актуальной в современном российском обществе в связи со значительным ухудшением показателей здоровья и физического развития подрастающего поколения. Вышеизложенное позволяет сделать вывод о повышенной актуальности проблемы применения метода физического реагирования как одного из эффективных методов обучения иностранному языку младших школьников.
Объектом данного исследования является метод полного физического реагирования (Total physical response). Предмет исследования – метод полного физического реагирования на раннем этапе обучения иностранному языку.
Цель исследования – выявление особенностей применения метода полного физического реагирования на раннем этапе обучения иностранному языку. Задачи исследования, подлежащие решению в соответствии с целью:
1) рассмотреть психологические особенности обучающихся на раннем этапе обучения иностранному языку и основные направления работы педагогов в плане совершенствования методики преподавания иностранного языка в соответствии с данными особенностями;
2) раскрыть сущность метода полного физического реагирования, обосновать целесообразность его применения на раннем этапе обучения иностранному языку;
3) проанализировать технологии обучения иностранному языку на раннем этапе, основанные на методе полного физического реагирования;
4) разработать комплекс заданий для использования в процессе реализации метода полного физического реагирования на раннем этапе обучения иностранному языку;
5) сформулировать методические рекомендации, направленные на совершенствование применения метода полного физического реагирования на раннем этапе обучения иностранному языку.
Практическая значимость курсовой работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы при изучении теории и методики преподавания иностранных языков на лингвистических отделениях вузов.
Методологическую основу работы составляют научные труды Н.Н. Болдырева, Н.Д. Гальсковой, Ю.Ю. Матазовой, О.В. Маловой, Е.Ю. Протасовой, Н.М. Родиной, О.В. Смоловик и др. исследователей.
Методы исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, метод логического анализа, метод сбора фактов.
Структура исследования включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы. Во введении обоснована актуальность исследования; указаны объект, предмет исследования, его методологическая основа, методы исследования, сформулированы цель и задачи исследования. В первой главе проанализированы теоретические аспекты обучения иностранному языку на раннем этапе на основе применения метода полного физического реагирования. Во второй главе проанализированы технологии обучения иностранному языку на раннем этапе на основе применения метода полного физического реагирования. В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы.
Список использованной литературы включает 22 наименования, из них 3 – на английском языке.
1 Теоретические основы применения метода полного физического реагирования на раннем этапе обучения иностранному языку
1.1 Психологические особенности дошкольного и младшего школьного возраста применительно к изучению иностранного языка
Преподавание иностранного языка дошкольникам и младшим школьникам отличается от преподавания языка детям старшего возраста. И.Л. Шолпо подчеркивает, что данное обстоятельство обусловлено такими факторами, как: возрастные способности и психологических особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста, их языковая компетенции, мотивация к обучению, индивидуальные особенности [17, с.12].
Возраст учащихся является важным фактором при определении оптимальных методов их обучения, поэтому преподавателям иностранного языка необходимо учитывать психологические особенности анализируемой возрастной группы. Психолог S. Halliwell [19] отмечает следующие особенности обучения иностранному языку на раннем этапе (т.е. до 10 лет).
Во-первых, дети данной возрастной группы, которую исследователь условно обозначает аббревиатурой «YL», понимают общий смысл полученной информации, даже если не понимают отдельных слов. Во-вторых, дети задействуют все органы чувств при взаимодействии с предметом изучения. В-третьих, YL понимают смысл сообщений, ориентируясь на жесты, интонацию и мимику говорящего с ними человека. Кроме того, дети не могут концентрировать внимание на задании более 10 минут, в связи с чем задания и виды деятельности на уроке должны варьироваться не реже, чем каждые 10 минут.
Дети склонны к обучению и исследованию окружающего мира. YL имеют потребность в поощрении и одобрении. Дети данной группы предпочитают творческие виды деятельности, любят фантазировать и перевоплощаться. Они любят играть с языком, используя звукоподражание, изобретая новые слова. Основной вид деятельности для YL – это игра, в процессе которой они и запоминают новые слова и фразы на иностранном языке.
Таким образом, преподаватель иностранного языка, обучающий детей, находящихся на раннем этапе, должен учитывать перечисленные выше особенности при выборе методов и приемов преподавания, а также в процессе обучения.
Другой исследователь – К. Pendergrass – подчеркивает, что у детей анализируемой группы, несмотря на наличие общих возрастных особенностей, могут иметь место существенные индивидуальные различия, которые также должны быть учтены в процессе обучения их иностранному языку. Данные различия могут относиться к особенностям восприятия мира, к разному уровню способностей, к разнообразию психических реакций [20].
Таким образом, учитель должен учитывать индивидуальные предпочтения и способности детей при выборе приемов обучения. Он должен предоставлять ученикам различные материалы: красочные карточки, реальные объекты, с которыми учащиеся могут взаимодействовать, материалы для аудирования, подвижные и настольные игры, групповые и индивидуальные задания и упражнения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы:
1. Абрамов Э.Н. Физкультминутки в образовательном процессе / Э.Н. Абрамов. – Курган. 2007. – 53 с.
2. Азина Е.Г., Сорокоумова С.Н., Туманова Т.В. Использование ритмизации в психокоррекционном развитии младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования / Е.Г. Азина // Вестник Мининского университета. – 2019. – Т. 7, №1. – С. 10.
3. Болдырев Н.Н. Лингвистические основы коммуникативных методов обучения иностранному языку / Н. Н. Болдырев. – М.: Просвещение, 1998. – 211 с.
4. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова. – М.: Аркти, 2003. – 192 с.
5. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Сиднева А.Н., Пшеничнюк Д.В. От чего зависит желание младших школьников учиться? Структура предметной мотивации школьников, обучающихся в рамках разных образовательных систем / Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, А.Н. Сиднева, Д.В. Пшеничнюк // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. – 2019. – Т. 4, № 4 (104). – С. 25–34.
6. Матазова Ю.Ю., Малова О.В. Физкультминутки и динамические паузы на уроках английского языка в начальной школе / Ю.Ю. Матазова, О.В. Малова // Комплексные исследования детства. – 2019. – Т. 1, № 4. – С. 320–329.
7. Минеева О.А., Борщевская Ю.М., Козлова Е.А. Основные мотивы изучения иностранного языка / О.А. Минеева, Ю.М. Борщевская, Е.А. Козлова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. – 2018. – № 2 (44). – С. 76–80.
8. Пассов Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е. И. Пассов. – М.: Русский язык, 1977. – 324 с.
9. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Методика обучения дошкольников иностранному языку / Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина. – М.: 2010. – 341 с.
10. Прохорова М.Е., Зимина Е.И., Кондакова Н.Н. Вариативность методов и приемов обучения иностранному языку на раннем этапе / М.Е. Прохорова, Е.И. Зимина, Н.Н. Кондакова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2021. – Т. 26, № 192. – С. 78-86.
11. Рунова Т.А., Гуцу Е.Г., Няголова М.Д. Исследование становления отношений учебного сотрудничества младших школьников / Т.А. Рунова, Е.Г. Гуцу, М.Д. Нягалова // Вестник Мининского университета. – 2019. – Т. 7, № 3. – С. 12.
12. Смоловик О.В. Влияние метода физического реагирования на мотивацию учащихся / О.В. Смоловик // Образовательные ресурсы и технологии. – 2019. – № 4 (29). – С. 28-33.
13. Смоловик О.В., Шобонова Л.Ю. Метод физического реагирования в обучении иностранному языку / О.В. Смоловик, Л.Ю. Шобонова // Образовательные ресурсы и технологии. – 2020. – № 4 (29). – С. 37-39.
14. Смоловик О.В., Шутова Н.В. Особенности мотивационной направленности первокурсников при изучении иностранного языка / О.В. Смоловик, Н.В. Шутова // в сборнике: Инновационные технологии в образовательной деятельности материалы Всероссийской научно-методической конференции. 2017. – С. 322-325.
15. Чаплинская Ю. Г. Физкультминутка на уроках английского языка в свете новых решений о повышении физической активности школьников Ю.Г. Чаплинская // Современная педагогика. – 2013. – № 10 (11). [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/10/1906 (дата обращения 04.12.2021).
16. Шакирова А.А. Принципы обучения иностранному языку. URL: kpfu.ru›staff_files/F1101005410 /VAK_2_2014.pdf (дата обращения: 04.12.2021).
17. Шолпо И.Л. Как научить дошкольника говорить по-английски: Учебное пособие по методике преподавания английского языка для педагогических вузов, колледжей и училищ по специальности «Преподаватель иностранного языка в детском саду» / И.Л. Шолпо. – СПб: Специальная литература. – 152 с.
18. Asher James J. Learning Another Language Through Actions / James J. Asher. – 7th edition. – Los Gatos-California: Sky Oaks Productions, Inc., 2009. – 326 p.
19. Halliwell S. Teaching English in Primary School. London: Longman. 1992. URL: https://ru.scribd.com/ doc/202520261/Susan-Halliwell-Teaching-English-in-the-Primary-Classroom-Longman-Handbooks-for-Language-Teachers-1992 (accessed: 04.12.2021).
20. Pendergrass K. How to Teach Kids: Learn the Best Teaching Methods and Techniques. URL: http://teaching.uncc.edu/articles-books/best-practice-articles/instructional-methods/150-teaching-methods (accessed: 04.12.2021).
21. Total physical response URL: https://www.youtube.com/watch?v=1Mk6RRf4kKs (accessed: 04.02.2022).
22. Total physical response URL: https://www.youtube.com/watch?v=3ZNLBonSXpA (accessed: 04.02.2022).
23. Total physical response URL: https://youtu.be/BBzHlbMJEAA?t=170 (accessed: 06.02.2022).